обновлено: 09:58, 14 февраля 2023
Агропром
«КС» узнал, как рыбаки осваивают добычу новых и забытых видов «живого серебра»
На Ямале с нынешнего года разрешено ловить 150 тонн наваги, которую ранее в Арктическом регионе не добывали. Два рыбодобывающих предприятия уже выкупили участки для промысла этого живца. Как скоро непривычная для северян рыба появится на прилавках?
УЧЕНЫЕ СУЛЯТ ТРЕСКОВЫЕ ГОРЫ
Отметим, что АО «Совхоз «Пуровский» не от хорошей жизни взялось за новое дело. Основной промысел предприятие, расположенное в Самбурге, уже не одно десятилетие ведет на реке Пур. По словам заместителя директора хозяйства Рамазана Ашбы, объемы добычи там постоянно падают. Рыбаков же, коих в летнюю путину насчитывается более 100 человек, без работы оставлять нельзя.
– Белая рыба почти закончилась, муксуна запрещено ловить, щокура очень мало. Пыжьян да сырок остались и частиковые виды. А зарплата рыбаков зависит только от уловов, – сетует аграрий. – Обратились за помощью в Госрыбцентр, хотели узнать, есть ли в округе незанятые и богатые рыбучастки. И ученые нам предложили, мол, а что вы навагу-то не ловите? По их данным, в регионе ежегодно ее можно добывать около двух тысяч тонн! Вот мы и взялись…
Поясним, с 2013 по 2015 год Госрыбцентр проводил на Ямале мониторинг этой арктической прибрежной рыбы семейства тресковых. И по их сведениям, она неплохо прижилась в пресной воде Обской губы. Особенно много ее в северной части полуострова Ямал, в районе реки Тамбей, и в противоположной его стороне, в заливе Карского моря – Байдарацкой губе и впадающих в нее реках Байдарате и Юрибее.
К слову, по заверению специалистов, навага – диетическая рыба, которую можно без ограничений поставлять в широкую розницу и в детские учреждения. Мясо нежное, мягкое, почти без костей…
РЫБАКИ ЛИШНЕГО НЕ ВОЗЬМУТ
Пуровчане взяли в работу участок недалеко от Сабетты, но расстояние от Самбурга до него – свыше 700 километров.
– Туда-сюда не набегаешься, – говорит замдиректора. – Например, мы нынче для пробного лова в одну сторону почти три дня по воде шли. Чтобы не совершать такие марши, в следующем году снарядим на промысел автономную плавбазу. Сейчас она строится в Тюмени. С холодильником на 100 тонн и оборудованными для повседневной жизни каютами.
В нынешнюю летнюю путину «Совхоз «Пуровский», который получил 50-тонную квоту на навагу, только изучал ее ход. И выяснил, что летом она практически не идет в сети. А вот осенью, и это подтверждают ученые, рыбка из Карского моря должна перекочевать в наши воды.
В сентябре промысловики вновь отправятся на лов. Причем, пока база не подготовлена, практически всю пойманную навагу собираются отпускать. И это не забавы ради…
– Холодильник на судне на две тонны – столько и заберем. Но путину продолжим, нам важно понять насколько крупные объемы могут попадаться в невод. А уже на следующий год заявим квоту в 100 тонн и начнем промышленный лов, – отметил собеседник.
«КС» также поинтересовался, если Госрыбцентр дает прогноз на пару тысяч тонн наваги, сколько смогло бы взять предприятие?
Как оказалось, пуровчане не готовы добывать более 200–250 тонн. В противно случае им пришлось бы поменять систему рыбодобычи, использовать другой флот и иные снасти.
– Надо применять тралы, а они у нас на реках запрещены. Сейчас мы ловим неводами, а этим снаряжением тысячу тонн не поймать, или надо задействовать очень много людей, соответственно сил и средств. Но вы не забывайте, что слишком масштабный лов наваги может быстро подкосить ее поголовье. Лучше каждый год вылавливать по 100–200 тонн и давать ей возможность восстановиться, чем прийти и уничтожить вид за пару лет, – резюмировал Рамазан Ашба.
Масштабный вылов наваги может подкосить ее поголовье. Промышленный лов составит 100 тонн, он начнется со следующего года.
НА МЫСЕ РОК ГУЛЯЮТ СТАДА
На противоположной от реки Тамбей стороне – в Байдарацкой губе расположился еще один участок по добыче наваги. Там же хорошо идет в сети и корюшка. Рыболовецкая артель «Орион» приобрела в прошлом году угодье в местечке Мыс Рок.
Еще весной хозяйство провело там пробный лов. Успех сопутствовал рыбакам, они доставали из воды неводы, полные живца. На этом лов пока приостановился, поскольку для нормальной работы на новом месте артели необходимо создать производственную базу.
По словам руководителя «Ориона» Олега Мамеева, сейчас основные средства артельщиков идут на развитие недавно созданного в окружной столице рыбоперерабатывающего завода. Цена вопроса освоения Мыса Рок – около одного миллиона рублей, но их пока у молодого предприятия нет.
– Для участка нужно приобрести жилой балок, холодильник, дизель-генератор и прочее и всё это доставить на место, – пояснил наш собеседник.
Тем не менее предприниматель намерен изыскать средства, к зиме подготовить инфраструктуру объекта и начать промысел.
– Думаю, навага должна пользоваться спросом, на Ямале она малоизвестна, но в других регионах ее хорошо покупают. Даже в Москве ее можно часто встретить – рыба недорогая, но питательная, богатая аминокислотами. Обычно ее жарят или тушат с овощами, – сообщил Олег Мамеев.
ОМУЛЬ СТАНЕТ ВТОРЫМ ПРОМЫСЛОВЫМ ПРОДУКТОМ
Стада редкого, но перспективного для ямальских промысловиков омуля сосредоточены на северном побережье Гыданского полуострова.
В отличие от наваги эта речная рыба семейства сиговых хорошо известна северянам. До середины 90-х годов ее ежегодно добывали десятками тонн. Но в 1996 году омульные рыбучастки вошли в состав Гыданского заповедника, и промысел там попал под запрет. И лишь в 2014 году ООО «Гыдаагро» занялось обустройством Могтеяхи – рыбоучастка, расположенного ниже по течению от границ заповедника.
В департаменте АПК, торговли и продовольствия ЯНАО сообщили, что в прошлом году в округе добыли почти две тонны омуля.
В этом году у гыданских рыбаков амбициозные планы. Они основательно обустраивают факторию, ставят дома из бруса, закупили автономный рефрижератор, мотобударки.
По словам руководителя «Гыдаагро» Сергея Якимовича, омуля собираются сделать вторым промысловым продуктом. На первом месте всё же останется ряпушка, которой здесь добывают до 500 тонн в год.