От сибирской язвы привили не всех оленей. Почему? | «Красный Север»
0°C

обновлено: 05:38, 07 марта 2023

Агропром

От сибирской язвы привили не всех оленей. Почему?

Более восьмидесяти процентов ямальских оленей –  542 тысячи голов – привито от опасной болезни. Этого достаточно, чтобы защитить автономный округ от вспышек сибирской язвы в 2018 году. Как проходила кампания, с какими трудностями столкнулись ветеринары?


Прививочная кампания этого года по своим масштабам не имеет аналогов благодаря внушительным вложениям: из окружного бюджета потрачено 134 миллиона рублей. Еще 10 миллионов выделено дополнительно из внебюджетных источников на средства связи, спецодежду, предметы жизнеобеспечения в условиях тундры и ветеринарное оборудование, а также привлечение сезонных работников.

О предварительных итогах вакцинации рассказал руководитель службы ветеринарии Андрей Листишенко на расширенном заседании комитета ямальского парламента по развитию агропромышленного комплекса и делам КМНС.

Вакцинация оленей.JPG

САМЫЕ ОРГАНИЗОВАННЫЕ – СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЯ

Ветеринарные прививочные бригады работали с июня по октябрь, задействовав все возможности.

Так, в Ямальском районе прививки проводили непосредственно у стоянок – авиаполеты наиболее затратный способ, зато обеспечили максимальный охват.

В Тазовском районе сэкономили на транспортных расходах, определив 42 места, куда оленеводы подходили самостоятельно. Но им не всегда было удобно  подгонять стада.

Гораздо проще было в Приуральском районе, где маршруты каслания пересекают дороги Обская – Бованенково и Бованенково – Ухта. Преимущественно по ним доставляли ветеринарные бригады и корали. Однако результат оказался самым низким, отметил Андрей Листишенко.

В лидерах – Надымский, Шурышкарский и Пуровский районы, где основное поголовье принадлежит сельхозпредприятиям. Всего привито 534 оленьих стада.

Кстати, специалисты отмечают, что во всех районах, кроме Пуровского, заметно уменьшилось поголовье – почти на 52 тысячи. После уточнения количества оленей в Ямальском и Тазовском районах, скорее всего, эта цифра будет меньше тысяч на двадцать.

ПРИУРАЛЬСКИЕ КОЧЕВНИКИ ПОМЕНЯЛИ МАРШРУТЫ

Руководитель ветслужбы обратил внимание депутатов на проблемы, с которыми пришлось столкнуться ветеринарным бригадам. Затянувшаяся весна внесла значительные коррективы в сроки вакцинации. Отел важенок прошел позднее обычного на три недели. А вода в реках, особенно в Приуральском районе, быстро поднималась, поэтому график каслания изменился. Эти обстоятельства заставили отодвинуть прививочную кампанию почти на две недели. Июльская жара и гнус вынудили работать в ночное время. Серьезно затормозила вакцинацию и срезка пантов…

Тем не менее ветеринары уверены, что могли бы справиться быстрее и сделать больше. Добиться стопроцентного результата прежде всего мешали недостаточность и недостоверность сведений о поголовье животных, количестве стад и их местоположении. Усугубляли ситуацию недоверие, а иногда и противодействие тундровиков.

– По закону владелец обязан предоставить животное для вакцинации и зафиксировать его. Мы взяли на себя эту работу. Оленеводу оставалось только пригнать стадо к коралю, которым мы также обеспечили кочевников, хотя это производственный, а не ветеринарный объект, – отметил Андрей Листишенко, добавив, что долго и безуспешно пришлось бегать за приуральскими частниками…

«МЫ  БЫ  РАДЫ, ДА  КОМАР  НА  НОСУ»

У председателя оленеводческой общины из Приуралья Николая Вылко своя версия происходящего. По его словам, никто из его земляков от вакцинации не отказывается, просто кочевники меняли маршруты каслания.

– У нас в районе всего два кораля, оба старые. В горной местности их сложно закрепить, ветер подует – и всё рассыпается. Второй раз олени туда не заходят. Нам нужно минимум четыре стационарных кораля, – утверждает общинник. – Ветеринары должны каслать вместе с оленеводами, а не мы должны идти к ним. У нас маршруты разные, например, если река разлилась весной, мы ее обходим. Мы бы и рады подойти, но время подгоняет, комар на носу.

Недостатки прививочной кампании приняты во внимание, необходимые затраты запланированы в бюджете следующего года. Отметим, что один стационарный кораль стоит около пяти миллионов рублей. Кроме того, по словам Андрея Листишенко, в следующем году прививочную кампанию начнут в марте. Как показала практика, это наиболее благоприятный месяц.

Вакцинация.JPG

ЦИФРЫ

157 - ветеринарных специалистов участвовали в вакцинации.

88 - переносных коралей были доставлены воздушным, наземным и водным транспортом.


НОВЫЕ ПРАВИЛА: СТРАХУЙСЯ ИЛИ РИСКУЙ

Ямальские парламентарии продумывают механизмы страхования для оленеводов-частников.

С законодательной инициативой депутаты выходили два года назад, когда от бескормицы на Ямале погибли тысячи оленей. Тогда в Госдуме законопроект отклонили. Сейчас опять рассматриваются «страховые» поправки в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».

– Нужно сделать так, чтобы в случае падежа животных кочевники могли получить страховку, – комментирует Марат Абдрахманов, который защищал инициативу на парламентских слушаниях в Совете Федерации. – Проблема в том, что застраховать можно только сельхозпредприятия. Частники и общины таковыми не являются, поэтому параллельно нужно решать этот вопрос. Мы неоднократно предлагали оленеводам-частникам, которых на Ямале более шестидесяти процентов, чтобы они объединялись в кооперативы или какие-то предприятия. Тогда они смогут получать не только страховку, но и другие виды федеральной и региональной поддержки как сельхозпроизводители. Для таких предприятий мы должны создать все условия, таковы правила игры. Если частники их не принимают, они сознательно идут на риски, как и другие предприниматели, – считает депутат.


НЕПРИВИТОГО РОГАЧА НЕ ХОТЯТ ПРОПУСКАТЬ НА УБОЙ

Вспышки сибирской язвы летом 2016 года могло не быть, если бы поголовье было привито. Тем не менее некоторые оленеводы отказываются от инъекций…

Повлиять на тех, кто добровольно рискует стадом и жизнями людей, практически нечем. Штраф за уклонение от вакцинации невелик – 300–500 рублей. На убойном пункте барьер не поставят, так как отсутствие вакцинации не может быть препятствием для сдачи мяса, пояснил Андрей Листишенко. Безопасность продукции в любом случае определят при приемке.

– Поэтому у нас нет инструментов, чтобы заставить собственников доставить оленей на прививку, – прокомментировал руководитель ветслужбы. – Единственное, что мы можем сделать – организовать широкую разъяснительную работу. Для этого используем каждую возможность, чтобы пообщаться с оленеводами. С февраля по апрель проведена обширная экспедиция по всему Тазовскому району – нет такого стойбища, где бы мы не были, выпущены тысячи экземпляров различных памяток и требований.

Депутаты считают, что разъяснительную работу

необходимо продолжить, а ветеринарные правила ужесточить, чтобы не допустить

непривитого оленя в убойный цех.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 05:38, 07 марта 2023

Темы

Модернизация, Капремонты