обновлено: 11:13, 20 июня 2023
Агропром
Рыбаки у Катравожа затаривают щукой «Полярную звезду»
«Красный Север» с коллегами из окружных СМИ побывали на новом рефрижераторе класса «река-море» и узнали, как ловят живца на Соби.
Стальная красавица «Полярная звезда» напоминает своего знаменитого «собрата» судно «Нум». Причем не только красным цветом, но и мощью корпуса и оборудования. В эти дни корабль собирает добычу катровожских рыбаков на Соби. И это его первая навигация.
Глазированного пыжьяна зашивают в мешки
Прежде чем попасть на современное «детище» предприятия «Тюменьсудокомплект», где по заказу правительства региона построили «Полярную звезду», мы, минуя ее, останавливаемся у старого несамоходного рефрижератора. Здесь нас радушно встречают сотрудники ООО «Святогор».
– Сейчас долго рыба не залеживается – не успеваем намораживать и отвозить в трюмы, – рассказывает директор хозяйства Наил Нигматуллин. – В основном идет щука, пыжьян уже заканчивается, на очереди – налим. А на щокура дали квоту всего-то 720 килограммов. Каждый год на сиговых квоты срезают: выживаем за счет черной рыбы и господдержки округа. Из общего годового плана в 420 тонн уже сделали более 300 тонн. Всю нашу продукцию сбываем в Тюмени.
Тем временем на рефрижераторе работники взялись фасовать рыбу, которая больше 10 часов провела в камере шоковой заморозки при температуре в минус 42 градуса.
Механик Юрий Шпак, который пять месяцев проводит под Катравожем на палубе, а остальное – в родной Винницкой области, распахнул дверь холодильника и из клубов холодного пара выкатил тележку с застывшей «на кость» щукой.
Удивительно, но рыбины все как на подбор крупные, и даже очень. Многие особи, по словам добытчиков, достигают 10 килограммов (!). Этакие «крокодилы» – шутят труженики реки.
Как проходит процесс заморозки рыбы
– Четыреста-пятьсот килограммов рыбы в день перемещаем сначала в камеру шоковой заморозки, а потом из неё, – говорит Юрий Шпак, и схватив в рукавицах стылый поддон с «хвостами», окунает его в емкость с водой, затем вытряхивает содержимое на металлический стол.
Щучий брикет тут же подхватывает напарник и отправляет в окно другого холодильника, где температура всего минус 20 градусов. Там в теплой одежде стоит фасовщик – складывает товар в мешок, упаковывает и ставит бирку.
После щуки, такую же процедуру проделали с пыжьяном. А накануне, прежде чем отправить живца в шоковую камеру, его обливали водой. Процедура это необходима чтобы сделать ледовую глазурь – так рыба лучше хранится и не ломается.
Рыбаку с килограмма «хвостов» – 20 рублей
По пути к «Полярной звезде» мы на быстроходных лодках подъехали на участок к отцу и сыну Сязи.
Рыбаки «Святогора» как раз тянули плавную 75-метровую сеть. Правда, живого серебра, а в основном там мелькал пыжьян, оказалось не очень много.
– Всё – рыбалка на пыжьяна закончилась, – разведя руками, вздыхает старший Сязи – Леонид. – Теперь будем на щуку и налима охотиться. Если бы на белую давали больше квот, тогда бы мы развернулись…
К слову, по утверждению Наила Нигматуллина несмотря на скудость добычи сиговых, средняя зарплата у рыбаков на предприятии больше 62 тысяч рублей в месяц. А плановая нагрузка на ловца – 14 тонн в год. Он поясняет:
– В среднем за килограмм добытой рыбы человек получает 20 рублей. У нас есть работники, кто по 4 тонны в месяц берёт. То есть, кто хочет, тот ежемесячно неплохо зарабатывает: 70-80 тысяч рублей.
Капитан корабля рулит лебедкой
Простившись с рыбодобытчиками, наконец-то подходим к новому кораблю. На «Полярной звезде» как раз принимают груз с плашкоутов «Святогора» – свежепойманных щуку и пыжьяна.
В кабине автоматической лебедки сам капитан – Владимир Бушель, ловко орудуя рычагами, поднимает несколько ящиков с дарами Соби и ставит на борт.
Затем бригада обработчиков в синих прорезининых фартуках, ловко распределяет товар по специальным металлическим лоткам, и загружает в камеру шоковой заморозки.
– Объемов маловато, мы почти простаиваем, – невесело улыбается командир корабля. – За сутки можем перерабатывать до 10 тонн рыбы, а сейчас доставляют по 1,5 – 2 тонны. Ну ничего, это пробная навигация, заодно изучаем возможности судна, фиксируем какие-то недочеты – за зиму изготовители все откорректируют. Скоро упадет вода, начнем ловить неводом, и работы прибавится…
Недавно «Полярная звезда» успела сходить даже в Горки – перевезла с местного рыбодобывающего предприятия 120 тонн продукции для Салехардского комбината. Сейчас в её трюмах около 30 тонн мороженной рыбы.
– Вообще, судно уникальное, здесь установлено современное навигационное и технологическое оборудование. Мы можем не только морозить и хранить рыбу, но и коптить стейки, перерабатывать её на фарш и упаковывать в вакуумную упаковку. В будущем сезоне собираемся освоить эти функции, – рассуждает Владимир Бушель, показывая журналистам трюмы, каюты и рубку корабля.
В Гыданской губе начинают охоту на ряпушку
Летняя путина на Ямале идет на уровне прошлого сезона. На сегодня из годового плана в 9 тысяч тонн рыбы, выловлена уже половина ¬– около 4, 5 тысячи тонн.
Об это сообщил заведующий сектором рыбохозяйственного комплекса департамента АПК, торговли и продовольствия ЯНАО Анатолий Маркин.
По его словам, в лидерах – ООО «Тазагрорыбпром», АО «Горковский рыбозавод», а также ООО «Святогор».
– Два рефрижераторных судна «Нум» и «Гермес», принадлежащие «Гыдаагро» ушли на промысел в Гыданскую губу. Там ожидается большой ход ряпушки, – добавил он. – Из белой рыбы именно ряпушку можно ловить практически неограниченно, с другими видами жестче. К примеру, общая квота на щокура в этом году всего около 300 тонн. Сейчас соотношение добычи черной и белой рыбы в округе составляет примерно 63 и 37 процентов, соответственно.