Блоги
Дипломированные лузеры против юзеров из 1-го «А»
«Мам, ну глянь: я просто в восторге!» – дочь снова нашла что-то интересное в Интернете и спешит поделиться.
Это могут быть анекдоты, смешные случаи, истории блогеров, картинки с любимыми героями комиксов. Дочь познакомила меня с «Дружко шоу» и модными мемами, научила не путать косплей с челленджем или спойлером. И продолжает просвещать по поводу словечек и веяний подростковой жизни в интернете. Цифровое дитя – во всей красе, постоянно самосовершенствующееся.
В то же время школы продолжают расширять цифровую среду, призванную упростить жизнь как ученикам, так и учителям. В конце августа, например, на региональном совещании педагогов шла дискуссия: как повысить цифровые компетенции, то есть умения, юных ямальцев.
Но мне кажется еще более важным другой вопрос: кто кого и чему может научить. Учителя, конечно, обладают педагогическими приемами и держат в уме четко сформулированные научным сообществом задачи. Однако продвинутые пользователи всего, что имеет электронную начинку, – дети. При этом, как и прогнозировали эксперты, школа раздвинула границы: планшеты и телефоны есть почти у всех, и только ленивый не ищет в Сети какую-либо информацию.
СЕТЕВЫЕ УРОКИ ОСТАЮТСЯ НЕВЫУЧЕННЫМИ
Попытаемся разобраться, почему это происходит.
Ямальские школы напичканы разно-образной техникой, что позволяет проводить уроки познавательно и наглядно. В округе реализуются проекты «1 ученик: 1 компьютер», «Школа Ямала – территория Wi-Fi», «Сетевой регион. Образование». Думаю, нет нужды разъяснять их сущность?
К тому времени, когда у ребятишек на партах появились образовательные девайсы, учителя прошли курсы обучения. Но обогатился ли учебный процесс за счет безграничных возможностей интернета? Судя по репликам участников тематической площадки «Цифровая школа Ямала» – нет. И причин тому несколько.
Во-первых, техника, поставленная в школы, морально устаревает. То, что шесть лет назад появилось на парте у дочери-первоклашки, может, и сохранило презентабельный вид, но давно отстало от современных стандартов. При этом не хватает специалистов, которые обслуживают девайсы и занимаются апгрейдом, а нанять больше не позволяет штатное расписание.
Во-вторых, педагоги признаются: техника мало используется как при подготовке к уроку, так и на самом занятии, потому что делать информатизацию частью своей жизни готовы не все учителя. Одной из причин этого эксперты назвали отсутствие прямого приказа. Например, учителя сетевой журнал заполняют и отправляют «домашку» по интернету лишь потому, что есть распоряжение, которое необходимо исполнять.
Так попытка сделать уроки современными, с точки зрения использования технических средств, разбивается о консерватизм, с коим многие педагоги до сих пор не могут расстаться.
А ведь это новшество вводили, чтобы избавить их от излишней бюрократии. Как и настаивали на полноте информации на школьных сайтах – чтобы лишние запросы по инстанциям не рассылать. Поначалу все жаловались, что ведение цифровой документации – дублирование бумажной отчетности, но вот уже второй год, как мы не покупаем ребенку дневник. Задания, оценки, объявления – всё в Сети!
ЮНОСТЬ ЛОМАЕТ СТЕРЕОТИПЫ
Быть может, в школах имеет смысл если не кричать «хелп», то хотя бы не чураться поддержки юзающих воспитанников. Они гибче умом, любознательны от природы и рады, если им предложить изведать новое.
Например, с детской непосредственностью они могут объяснять сверстникам, как пользоваться теми или иными ресурсами, образовательными платформами. Да, было дело: в 2010 году еще шли настоящие сражения между приверженцами «цифры» в школах и теми, кто заявлял об отставании в учебе ребят, активно пользующихся девайсами. Сегодня необходимость компьютерной грамотности уже не оспаривают.
Моя дочь, например, юзает в Сети с пяти лет. В первый раз она воспользовалась поисковиком при подготовке детсадовской презентации про Плутон. Она сама вбила тему в строку «Яндекса», перешла по ссылкам на взрослые и слишком серьезные сайты по астрономии, ничего там не поняла и вот тогда пришла за помощью. С тех пор она запомнила правила поведения во Всемирной паутине, получила постоянный доступ к компьютеру, и самым жестким наказанием для нее стало отлучение от интернета.
Девочка проводит с планшетом много времени. При этом я не волнуюсь, потому что убедилась: общество, с которым она общается, вовсе не зациклено на интернете. Ее сетевые друзья, как и подобает примерным детям, любят читать книжки, рисовать и сочинять рассказы. И вместо того, чтобы погуглить, она периодически приходит ко мне, чтобы пообщаться с мамой «вживую». А я не стесняюсь признавать в ней эксперта по блогерам.
Кстати, молодые педагоги, давно живущие в мире технологий, тоже могли бы стать проводниками в цифровом пространстве для учителей со стажем. Ведь есть же у нас еще один весьма полезный проект «Новый учитель Ямала», когда в школы приходят еще не закостеневшие от профессионального консерватизма люди. Они же и привносят в работу новые технологии, и могут стать наставниками взрослых коллег, научить их пользоваться современными инструментами при подготовке к уроку.
ГУГЛИТЬ – ТАК ВМЕСТЕ
Как совершить эволюционный переворот, ямальцам рассказывали федеральные эксперты на региональном совещании педагогов. Основной рецепт: нужно заставить себя действовать по новым правилам во всем, не только вовремя заполнять сетевой журнал. Но и предлагать ученикам вместе готовиться к урокам, чтобы у доски не новую тему разжевывать, а выслушать малоизвестные доказательства теоремы, «нарытые» ребятами под грамотным руководством наставника. Тогда действительно можно говорить о том, что в школе занимаются развитием информационно-коммуникативных компетенций детей. То есть их учат анализировать, мыслить стратегически и просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Но пока лишь отдельные смельчаки, ломая сопротивление коллег, переводят всё на «цифру».
Пока, на мой взгляд, цифровому просвещению в школах отводится незначительное время, тщательно расписанное в методичках. Основное «погружение» происходит либо под руководством родителей, либо спонтанно, без участия взрослых вовсе. И тогда трудно избежать всех тех рисков, которыми мы пугаем себя сами: детской интернет-зависимости, игромании, залипания на сайтах с подозрительным контентом.
А вы учите ребенка пользоваться образовательными программами дома или полностью доверяете этот процесс школе? Ждем ваши мнения.