обновлено: 11:50, 19 июня 2023
Новости
Время большой ловли: в жаркий сезон ямальские рыбаки работают сутками
На Ямале в полном разгаре летняя путина. Корреспондент «Красного Севера» побывала на рыбзаводе Аксарки, где сейчас жаркий сезон ловли.
Здесь аромат свежесрубленной древесины смешался с запахом сырой рыбы. Двое зрелых мужчин в большом ангаре возятся вокруг светлой, еще не отшлифованной бударки.
– Все в нашей жизни начинается с лодки. Главный секрет – в материале. Делать надо из елки. Дерево везут из Тюмени. На работу уходит дня три. За этот год мы сделали 16 бударок. Несколько продали, но большую часть оставили для своего производства, – рассказывает Юрий Ниндеев. Он работает на аксарковском рыбзаводе уже 33 года.
И, правда, лодки – только точка старта. На часах – 10 утра. Рядом с помещением, где мастера доделывают деревянное судно, молодые селяне хватают с вешалок перчатки и фартуки. Они спешат на глазировку – процесс обработки рыбы. Но это только часть всех дел. Самое интересное происходит чуть раньше.
На 19 приближенных к Аксарке участках рыбаки, среди которых есть и женщины, начинают ловлю. Заполнив бударку, на берег они не спешат. Загружать рыбу приходится в один из семи плашкоутов – это беспалубное грузовое судно, внутри которого есть холодильник. Там рыба хранится до той поры, пока не наступит следующий этап. Этап этот – встреча с приемо-транспортным судном. Его задача обойти все плашкоуты и привезти добычу на берег. За день судно делает кольцо длинною примерно в 120 километров (60 км вверх и 60 км вниз). В трюме такого судна также есть холодильник.
– С января мы выловили около 250 тонн рыбы. В воскресенье – 13 тон, в понедельник – 6, сегодня вот привезли 400 килограммов ряпушки с Ямбурга. Следующую партию разгрузят к пяти часам вечера, – делится заместитель директора Эдуард Хуртило. – Работа идет циклами. Активная рыбалка начинается после 15 июня, как только снимают все запреты. Сперва подымается сырок. Сырок прошел – очередь налима. Потом пора пыжьяна, а после уж и щокур. Точных сроков этой смены нет: нельзя забывать о перемене погоды. Она влияет на течение и ловлю рыбы.
По его словам, с начала сезона рыбаки пережили четыре дня рабочей тишины. В шторм выход на воду запрещен. В остальные дни работа шла постоянно. Приемо-транспортное судно едва успевало разгружаться и загружаться. Как только с него перегрузят всю рыбу в холодильники с температурой минус 18 градусов, начинается та самая глазировка: процесс покрытия рыбы тонкой ледяной оболочкой, который позволяет избежать обезвоживания продукта.
Взмах мощных рук. Рабочий ударяет ящиком с замороженной рыбой прямо перед бегущей лентой в цехе для сортировки. Второй помощник добивает слипшиеся куски огромной киянкой. Как итог: улов мигом отделяется друг от друга. Едва «вылетев» из ящика, рыба быстро проходит процесс обработки – скользит под потоком прозрачной массы глазури. А на финальном этапе попадает в руки упаковщиков. Они быстро загружают ее в мешки, которые размещают в огромных морозильных камерах. Там налимов и ряпушек ждет холодный шок: 32 градуса ниже нуля. Дальше – дорога на другие производства. Основной переработчик – Салехардский комбинат. Реже товар идет в Тюмень и Москву.
Лед для рыбы делают тут же. Заготовки идут зимой, а вот прямое использование начинается летом. Хранится он в ангаре объемом 2,5 тысячи кубометров. Отколачивают лед вручную с помощью пешни.
На производстве в Аксарке трудится 120 рыбаков.
Летом, в самый жаркий сезон, на рыбзаводе работают не только взрослые. Через центр занятости руководство нашло себе нескольких помощников: школьников, желающих подработать в период каникул. Один из них Иван Желонин. Парню 15 лет, работает на заводе уже второе лето.
– Мечтаю поехать в Адлер или Сочи, – делится юный работник. – За месяц получу 12 тысяч. Работать надо 2,5 часа в день. Из обязанностей – помощь по мелочи: подмести, дрова перетащить. В прошлом году и с рыбой помогали. Альтернатива для подработки – это уборка в школе. Здесь, конечно, в разы интереснее!