Мобильники становятся «царицей доказательств» | «Красный Север»
0°C

Общество

Мобильники становятся «царицей доказательств»

Пандемия никак не сказались на общем числе убийств в ЯНАО. Последнее время этот показатель держится примерно на одном и том же уровне – пятьдесят случаев в год. Меньше, чем в сытые нулевые.


По словам Станислава Фролова, руководителя отдела криминалистики окружного управления СКР, худшие опасения сыщиков не сбылись. У любителей выпивки хоть и стало больше свободного времени из-за карантинных мероприятий, уровень человеческой агрессии остался на прежнем уровне. Хотя, можно предположить, что асоциальные субчики просто «не заметили» череды ограничительных мероприятий.

Генная инженерия против криминала

«Красный Север» общался со Станиславом Викторовичем в канун профессионального праздника – Дня следователя-криминалиста. Волей-неволей разговорились о будущем службы. Еще несколько лет назад на вопрос «какой техники вам не хватает», сотрудники СКР оглашали внушительный список новинок и заостряли внимание: без возможности делать генетическую экспертизу здесь, в ЯНАО, далеко не уедешь.

Фото предоставлено окружным отделением СКР
Фото предоставлено окружным отделением СКР

Сейчас сыщики могут похвастать практически стопроцентной раскрываемостью убийств, и этот успех, по словам собеседника, во многом связан с деятельностью ямальской лаборатории, которая занимается ДНК-анализом.

– Сейчас этот вид экспертизы фигурирует практически во всех уголовных делах, – говорит Станислав Фролов. – Один минус – молодые следователи сдают на исследование слишком много вещдоков, перегружают лабораторию. Приходится учить: берите только то, что стопроцентно содержит следы злоумышленника. Чтобы вывести его на чистую воду, бывает достаточно и маленького кусочка ткани.

– Вероятно, анализ ДНК существенно сократил и число многолетних «глухарей».

– Да, взять, к примеру, дело о насилии над новоуренгойской школьницей в 2009 году. По горячим следам преступника установить не удалось, было лишь предположение, что он работает вахтовым методом, и вещдок – биологические следы на куртке ребенка. Прошли годы, за это время фигурант успел изрядно наследить – совершил в Москве серию грабежей и разбоев. Попался, сел. По федеральному закону все осужденные за тяжкие преступления сдают анализ ДНК, сдал его и этот гражданин. И вот, когда ему оставалось до освобождения два дня, к нему явились мы. Сказали, что расследуем заказное убийство и он в числе подозреваемых. Не чуя подвоха, он добровольно сдал кровь. Этого оказалось достаточно, чтобы доказать его вину в нападении на девочку.

Им сверху видно всё, ты так и знай!

– Выходит, что генетическая экспертиза всему голова?

– Уже нет. В крупных городах её потеснили возможности сотовой связи. По сути, вот он – ключ к раскрытию основной массы преступления, – собеседник кивнул на собственный мобильник. – Пока криминалисты соберут на месте преступления следы ДНК, пока они прогонят их через базу данных, сотовый оператор несколько раз успеет определить, чьи телефоны «засветились» в заданной точке. К сожалению, в ЯНАО это пока не работает: здесь всего по паре вышек на город, да и оборудованы эти сооружения не так, как в мегаполисах, не позволяют быстро и точно определить местоположение номеров. Хотя мы регулярно обращаемся к операторам за информацией, и они, по мере возможностей, помогают нам.

Фото предоставлено окружным отделением СКР
Фото предоставлено окружным отделением СКР

Сейчас большое внимание уделяется уличному видеонаблюдению…

– Да, для нас это большое подспорье! Бывает очень тяжело доказать, что того или иного погибшего никто не убивал. Напьётся человек, упадёт, раскроит череп. При осмотре какая первая мысль? Что он с кем-то по пьяной лавочке подрался и его толкнули, а может, и намеренно приложили головой о бордюр. Хорошо, когда рядом есть видеокамера и на ней видно, что никакого криминала нет, что мы имеем дело с несчастным случаем.

Помогают такие записи и в поиске пропавших. Недавно было: хватились в Салехарде одного горожанина, долго искали, проверили все уличные видеокамеры. Выяснилось, шел он ночью пьяный, и занесла его нелегкая под резервуары у пожарной части, там он и замерз. В Новому Уренгое был похожий случай. Пропал рабочий, супруга с ног сбилась, организуя службы на поиски. Проверили видеокамеры на предприятии, где он работал, и выяснили: получив зарплату, мужчина долго искал себе собутыльника, потом пошел в сторону тундры – камеры запечатлели этот момент. Там его и нашли, замерзшим.

О письмах из колонии

– Влияет ли на специфику вашей работы близость исправительных колоний в Харпе и Лабытнанги?

– Осужденные к пожизненному лишению свободы, заскучав, периодически «сознаются» в том, чего никогда не совершали. Они надеются прокатиться к мнимому месту преступления на следственный эксперимент, развеяться. Случается, их показания подтверждаются.

Каются и осужденные к длительным срокам. Недавно в очередном убийстве сознался пангодинский таксист, подрабатывавший извозом путан. Напомню, в 2017 году он убил одну из таких девушек по дороге в аэропорт – потерпевшая как раз закончила «вахту» и возвращалась с деньгами домой, на Дальний Восток. Никто из знакомых не знал, что она подрабатывает на Ямале, ведь изначально она собиралась в Южную Корею. Кстати, именно сотовый телефон помог определить, что потерпевшая до исчезновения жила какое-то время в Надыме, а не в Сеуле. Потянув за эту ниточку, мы вышли на подозреваемого и смогли его изобличить. И вот сейчас, уже получив срок, он пишет, что подобным способом расправился с девушкой из Казахстана. На неё не поступало никаких ориентировок, никто её на Ямале не искал. С учетом ряда нюансов эти показания представляются правдоподобными, будем проверять.

– На общем фоне бытовой преступности выделяются редкие, но всегда очень резонансные заказные убийства. Ждать ли в ближайшее время громких процессов?

– Очередного киллера мы взяли с поличным в феврале на территории Нового Уренгоя. Этому предшествовала оперативная информация о том, что в городе планируется убийство некоего коммерсанта. Сначала мы установили предполагаемого исполнителя, выяснили, за кем он следит и даже внедрили в его окружение оперативника – под видом таксиста он помог фигуранту снять жильё. Злоумышленника задержали с участием ОМОНа, когда он приблизился к жертве с ножом.

Далее было инсценировано удачное покушение. Вечером по местному телевидению показали репортаж о пропаже местного жителя, в кадр попала его машина, кровь на снегу. Разумеется, этот сюжет посмотрел и заказчик, и его помощники, проживающие в Калининграде. Задержанный киллер согласился с нами сотрудничать, мы зафиксировали его звонок с отчетом о проделанной работе. Мы так плотно контролировали каждый шаг подельников, что у нас получился настоящий телевизионный репортаж – вот киллер следит, вот приближается к жертве, вот он звонит заказчикам, вот заказчики стоят у банкомата – перечисляют деньги.

Думаю, широкая зрительская аудитория еще увидит эти кадры. А пока задержанные пребывают в благодушии – верят, что их не посадят. Это так наивно! Ведь мы нашли в их телефонах и восстановили удаленную переписку с киллером, и даже зафиксировали, как они мониторили сеть, читали заметки о мнимой пропаже коммерсанта.


0

0

0

0

0

0



Темы