Общество
В Тюмени прощаются с первым руководителем администрации ЯНАО
Сегодня, 16 февраля, в траурном зале №2 в Патрушево (Тюмень) состоится прощание со Львом Баяндиным. Болезнь остановила его сердце в четыре часа утра 14 февраля. Похоронят Льва Сергеевича в третьем секторе тюменского некрополя «Червишево 3». Каким он останется в памяти ямальцев, выслушал «КС».
ДЛЯ ОКРУГА СДЕЛАЛ НЕМАЛО!
Тамара Тетёркина, ветеран Ямала, член салехардского землячества в Тюмени «Полярный круг»:
– Ему б жить да жить. Я работала в окроно, напрямую с ним не общалась... Но уверенно могу сказать, для округа, для жителей он много сделал. Было такое, в одно время мы – бюджетники получали в месяц два оклада, потом он пенсионерам отвел по две тысячи, их до сих пор сохранили. Мы их называли «баяндинские», потом Неёлов и Кобылкин продолжили это.
ТОРОПИЛСЯ ОТДЕЛИТЬ ЯМАЛ ОТ ТЮМЕНИ
Пётр Падалкин, первый секретарь Салехардского горкома КПСС (1980–1987 гг.):
– Мы часто пересекались по работе, я ценил его как очень делового человека, человека слова. Когда он перешел на работу в округ, я уже уехал в Тюмень. Он возглавлял Ямал в очень сложное, смутное время. Конечно, был категоричным в решениях, именно поэтому, на мой взгляд, он долго и не смог возглавлять окружную администрацию – слишком рьяно взялся за то, чтобы скорее отделить Ямал от Тюмени.
Он в эту идею поверил и не нашел хорошей поддержки, особенно в областных структурах. Естественно, она не была поддержана и нашей центральной властью… Человек он был достойный. Очень жаль, его уход стал для меня большой неожиданностью. Я с ним общался меньше месяца назад, ничто не говорило о таком исходе, он никогда не жаловался на серьезные болячки.
Как это было
ПЕРВЫМИ АКЦИОНЕРАМИ «ГАЗПРОМА» СТАЛИ ЯМАЛЬЦЫ. НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ
«Я мог вернуться в Салехард с территории, ночью позвонить ему домой и рассказать: такая-то ситуация, людей надо поддержать – и их поддерживали», – Юрий Морозов, журналист из Салехарда, запомнит Баяндина очень доступным и доброжелательным человеком, который всегда внимательно относился к людям, старался всем помочь.
– В 1988 году я, работая в комитете по телевидению и радиовещанию округа, готовил материал о ямальской власти. Позвонил в приемную Баяндина, он был председателем окружного совета депутатов-трудящихся, а вместо секретарши трубку взял он сам. На следующий день я пришел к нему, и с этой встречи начались наши товарищеские отношения, – вспоминает наш коллега.
Весь регион многим обязан первому главе администрации, говорит собеседник. Знаменитая доплата по две тысячи рублей к зарплатам и пенсиям – уникальное явление в годы кризиса, больше такого не было нигде в стране.
Вспоминает коллега и важнейшее для Ямала совещание, посвященное приватизации «Газпрома». Тогда, чтобы обсудить ее условия, прилетел Рем Вяхирев.
– Он предлагал свою концепцию: в приватизации в приоритетном порядке участвуют только сотрудники нефтегазового комплекса, чиновники и коренные жители. И всё! Лев Сергеевич взял тайм-аут до следующего утра. И на совещании пришли к выводу, что избежать социальных неурядиц можно только при одном условии – если в акционировании «Газпрома» примет участие всё население Ямала. Так и было сделано: сначала ямальцы на льготных условиях, потом – остальное население России, – говорит Юрий Морозов.
Баяндин же представил окружному совету депутатов-трудящихся и первую программу поддержки коренных малочисленных народов, многие положения которой актуальны до сих пор, рассказал журналист. Поддержка была, в том числе, материальной – в бюджете этот пункт расходов заложили отдельной строкой. Да и сам бюджет округ начал формировать самостоятельно благодаря своему первому главе.
– Раньше ведь разрешение на покупку буквально каждого веника нужно было брать в Тюмени. В фундаменте всего, что мы имеем сейчас, – кирпичи, заложенные Львом Баяндиным: статус Ямала как отдельного субъекта, бюджетный суверенитет. Я был с ним и на совещании у председателя Верхового Совета РСФСР Хасбулатова, где обсуждалась самостоятельность округа, и на встрече с Черномырдиным по газу – чтобы часть отчислений за него оставалась здесь, в бюджете округа, – рассказывает Юрий Морозов. Вот эти базовые вещи – заслуга Льва Сергеевича и других людей, которые тогда возглавляли округ.
ФИНАНСОВЫЙ ПОТОЛОК ДЛЯ СЕВЕРЯН? ЭТО НЕЛЕПО!
Владимир Волошин работал главредом «Красного Севера» во период руководства Льва Баяндина, легенда СМИ Ямала, Муром:
– Лев Сергеевич стоял у истоков зарождения нашей самостоятельности, независимости от Тюменской области. Он сделал в этом направлении самые первые, самые важные шаги. Все знают, сколько после этого шла притирка между субъектами федерации когда-то единой Тюменской области! Как долго и непросто это длилось! Это сейчас мы перешли на совершенно иной, равноправный и уважительный уровень взаимоотношений, а тогда?.. Наверное, только он сам знал, чего ему стоило выстоять, принять огонь на себя.
А все ли помнят, что когда-то северянам был поставлен некий финансовый потолок? Да-да, называлось это «до трёхсот рублей прямого». То есть все твои северные накрутки шли только на заработок до трёхсот рублей. Всё, что человек мог заработать сверх того, выплачивалось в обычном порядке, в одинарном размере. И вот именно Лев Баяндин, человек, который как руководитель региона в 1990 году встречал в Салехарде первого Президента России, поставил перед Борисом Ельциным вопрос о нелепости и несправедливости такого положения вещей. И президент дал отмашку. Причём это коснулось всех северных территорий страны, что позволило сохранить производственный потенциал, удержать асов рабочих профессий.
Фундамент для нынешнего Ямала – крепкого, одного из сильных, надёжных регионов, возводился при участии Баяндина. Те самые «баяндинские», как их в народе сразу стали называть, достаточно существенные выплаты к заработной плате каждого в ЯНАО, стали выплачивать после того, как региону разрешили оставлять некоторый процент углеводородов от общего количества добытых на его территории. И мы стали обрастать финансово, строить социальные объекты, невиданные прежде, стремительно менялась жизнь ямальцев к лучшему.
Из опубликованного
БАЯНДИНУ ДОСТАЛИСЬ ЗАБАСТОВКИ В НОВОМ УРЕНГОЕ И НАДЫМЕ
В журнале «Ямальский меридиан» есть материал, посвященный первому году работы руководителя администрации ЯНАО. Это было очень нервное и противоречивое время…
Баяндин приехал в Арктический регион молодым строителем. Работал в тресте «Тюменьгеолстрой», вырос от мастера до начальника строительного управления. В 1978 году Лев Сергеевич был назначен на должность заместителя генерального директора по капитальному строительству производственного объединения «Уренгойнефтегазгеология». Был заместителем председателя, председателем Пуровского райисполкома, первым секретарём Пуровского райкома КПСС.
В перестроечные смутные времена начались изменения на всех уровнях власти. На Ямале осенью 1990 года прошли выборы в совет народных депутатов автономного округа – именно Лев Баяндин возглавил окружной Совет народных депутатов. Уже через год постановлением органов государственной власти России исполкомы советов преобразованы в администрации. Так, Ямало- Ненецкий окрисполком стал администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа. Указом Президента РФ Бориса Ельцина главой администрации ЯНАО был назначен Лев Баяндин.
Это был самый сложный период в истории страны и региона. Уже не действовали прежние хозяйственные связи, нефтегазодобывающий комплекс – финансовая база региона – стоял на пороге кризиса, так как с 1990 года прекратилось финансирование и снизились объемы добычи углеводородов.
Первому главе администрации ЯНАО приходилось принимать решения на ходу, ведь законодательство страны и самого округа менялась буквально ежедневно, и было достаточно противоречивым.
Коммерция, приватизация, рынок – с большим трудом все это укладывалось в сознании людей. Забастовки шли в Надыме и в Новом Уренгое – рабочие требовали выплатить заработную плату. Новая власть делала все возможное, чтобы не допустить социального пожара в регионе.
Как выживали и что делали в этот период, можно узнать из отчета, с которым весной 1993 года Лев Баяндин выступил на сессии окружного Совета. Это были первые итоги самостоятельной работы новой власти. Глава администрации отмечал, что ослабить давление рыночных цен старались за счет бюджетных дотаций, регулировали цены для населения на молоко, хлеб, электроэнергию, дрова, уголь.
Что касается нефтегазового сектора, то администрация провела переговоры с Центральным банком, который выделил дополнительные финансовые ресурсы. Эти деньги направили предприятиям ТЭКа, благодаря чему массовые волнения прекратились. Объем производства упал незначительно, в то время как вся страна погружалась экономический хаос из-за остановки заводов и организаций.
О работе на этом посту он когда-то рассказал в одном из интервью: «Мы достигли того, что промышленность и традиционные северные промыслы мирно уживались на территории Ямала, а решение проблем коренных малочисленных народов Крайнего Севера всегда находились в зоне приоритетного внимания администрации автономного округа. В это же время возник вопрос о политической и экономической самостоятельности округа. В новой экономической формации руководители ХМАО, ЯНАО и Тюменской области искали наиболее правильный путь к развитию дальнейших взаимоотношений. 10 января 1992 года, на основании постановлений глав администрации Тюменской области, ЯНАО и Югры, при администрации Тюменской области был образован административный Совет. В него вошли главы администраций Ямала, Югры, юга Тюменской области и города Тюмени. Таким образом, был создан механизм взаимодействия трех субъектов федерации в политическом и экономическом плане. Были выработаны и получили дальнейшее развитие торгово-экономические, научно- технические, культурные, спортивные связи округов с областью и другими субъектами гражданских правоотношений, в том числе и по вопросам защиты граждан и территорий».
Большое значение Лев Баяндин уделял работе средств массовой информации, охотно шел на контакт с журналистами. Считал, что печатная пресса формирует культуру людей, создает связь поколений.
– Известно, что расходы на культуру в нашей стране во все времена планировались по остаточному принципу. Не исключением является и наш округ. Но надо исходить из того, что культура и экономика взаимосвязаны и уровень культуры, так или иначе, влияет на социально-экономическое положение любого региона. В этом я убедился на своем опыте, а информация по зарубежным странам окончательно подтвердила мое убеждение, – говорил он в интервью ямальским журналистам.